Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова «Квартет» - БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ - І семестр

Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова «Квартет» - БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ - І семестр

Усі уроки Зарубіжної літератури 6 клас

Цель: познакомить с историей создания басни «Квартет»; учить анализировать прочитанное произведение; работать над созданием партитуры стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения басни; развивать умение определять задачи чтеца; воспитывать бережное, внимательное отношение к слову.

Наглядность: иллюстрации к басне Крылова «Квартет»; распечатки текста басни «Квартет» для записи партитуры.


Книга — как соната. Она должна быть исполнена читателем безупречно.

М. Цветаева


ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Докажите, что произведения Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» являются баснями.

II. Мотивация учебной деятельности

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать настоящим музыкантом? (Музыкальный слух, умение играть, трудолюбие...)

— Сегодня мы узнаем, что по этому поводу думали герои басни Крылова «Квартет».

III. Изучение нового материала

1. Словарная работа

Партитура — совокупность всех партий многоголосого музыкального произведения.

Соната — музыкальное произведение, состоящее из 3-х или 4-х частей различного темпа и характера.

Квартет — 1. Музыкальное произведение для 4-х инструментов или голосов. 2. Ансамбль из 4-х музыкантов или певцов.

Альт — 1. Низкий женский или детский голос, а также певец (певица) с таким голосом. 2. Музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки или медный духовой инструмент.

Бас — 1. Самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом. 2. Медный духовой инструмент низкого регистра и тембра.

Прима — 1. Первый, основной звук гаммы. 2. Первая струна смычкового музыкального инструмента. 3. Первый инструмент, голос, исполняющий ведущую партию в оркестре, хоре.

Втора — второй голос в музыкальной партии.


2. История создания басни «Квартет»

В этой басне Крылом высмеял шумные и безрезультатные заседания Государственного совета, организованного в России в 1810 году.

Первые читатели сразу узнали в героях басни Аракчеева, Мордвинова, Завадовского, Лопухина.


3. Чтение басни (про себя)

4. Беседа

• Почему квартет «не йдет на лад»? (Музыканты попросту не умеют играть, но не понимают этого, видят причины своих неудач совсем в другом — в неправильном расположении участников квартета; кроме того, чтобы достичь высокого результата, нужно играть слаженно, чего нет у крыловского квартета.)

• Верит ли автор, что у участников квартета что-нибудь получится? (Нет, он понимает невозможность настоящей игры без многих лет кропотливой работы. Автор иронизирует над наивностью своих героев, которые, не умея играть, решили «пленять своим искусством свет». Они уверены: «У нас запляшут лес и горы!» Единственное, что, по их мнению, нужно для игры в квартете — ноты и инструменты.)

• Какова мораль этой басни? («А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».)

• Почему именно этим животным Крылов поручает участвовать в квартете? Какие черты характера они представляют в других баснях и сказках? (Осел символизирует глупость, Мишка — неповоротливость, неуклюжесть, отсутствие музыкального слуха (вспомните: «Медведь на ухо наступил»), Мартышка — любопытство, суетливость, вертлявость, легкомысленность.

По-видимому, Крылов выбрал именно этих героев для своей басни потому, что они ассоциируются с отрицательными чертами характера, не позволяющими представить таких персонажей прекрасными музыкантами, слаженно играющими в квартете. В отличие от них, Соловей символизирует талантливого певца, который и объясняет горе-музыкантам: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».)


5. Создание партитуры стихотворения


Текст басни

Задача чтеца

Заинтересовать слушателя развитием действия.

Темп чтения — медленный

Передать развитие действия, иронию автора по поводу далеко идущих планов героев басни, удивление персонажей в связи с первой неудачей.

Темп чтения — средний

Передать эмоциональность, суетливость Мартышки, уверенной в том, что ей известен секрет хорошей игры.

Темп чтения — средний.

Читать эмоционально, взволнованно, уверенно

Передать самоуверенность, оптимизм Осла.

Читать эмоционально, уверенно

Показать неразбериху в квартете, отсутствие единодушия среди героев.

Темп чтения — средний

Передать беспомощность персонажей, наивность (они по-прежнему считают, что у них есть все для хорошей игры). Читать эмоционально, с просительной интонацией, с надеждой

Показать отношение автора к участникам квартета посредством правдивых слов Соловья.

Темп чтения — медленный


6. Выразительное чтение басни с использованием партитуры


IV. Итоги урока

• Как вы понимаете слова М. Цветаевой, использованные в качестве эпиграфа к уроку?

• Удалось ли вам исполнить басню «Квартет» безупречно?

• Каким образом связаны музыка и поэзия?


V. Домашнее задание

Выучить басню Крылова (по выбору), подготовить ее инсценировку.






Віртуальна читальня Зарубіжної літератури для студентів, вчителів, учнів та батьків.

Наш сайт не претендує на авторство розміщених матеріалів. Ми тільки конвертуємо у зручний формат матеріали з мережі Інтернет які знаходяться у відкритому доступі та надіслані нашими відвідувачами. Якщо ви являєтесь володарем авторського права на будь-який розміщений у нас матеріал і маєте намір видалити його зверніться для узгодження до адміністратора сайту.

Дозволяється копіювати матеріали з обов'язковим гіпертекстовим посиланням на сайт, будьте вдячними ми затратили багато зусиль щоб привести інформацію у зручний вигляд.

© 2007-2019 Всі права на дизайн сайту належать С.Є.А.