Художня деталь і антитеза в оповіданнях А. П. Чехова - ЛІТЕРАТУРА І МОРАЛЬНЕ ВДОСКОНАЛЕННЯ ЛЮДИНИ - І семестр
Усі уроки Зарубіжної літератури 6 клас
Цель: ознакомить с понятиями «антитеза», «художественная деталь», учить находить их примеры в рассказах «Толстый и тонкий», «Хамелеон»; развивать внимательное отношение к слову; воспитывать высокие моральные качества.
Наглядность: тексты письма А. Чехова брату Н. Чехову.
Краткость — сестра таланта.
А. П. Чехов
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания — письменного ответа на вопрос «В чем опасность хамелеонства?»
II. Мотивация учебной деятельности
— А. П. Чехов — мастер небольшого рассказа, в котором кратко и лаконично сказано о многом. Писать так, как Чехов,— большое искусство. Не случайно писатель утверждал: «Краткость — сестра таланта». Как же нужно внимательно, бережно относиться к слову, чтобы сказать о важном коротко и ясно! Сегодня мы узнаем, какие приемы использовал для этого писатель.
III. Изучение нового материала
1. Изучение литературоведческих терминов
Антитеза — противопоставление явлений, характеров, чувств, внешности. Чаще всего писатели используют для создания антитезы антонимы. Например, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» построен на антитезе. Используется антитеза и в устном народном творчестве, например, в пословицах: «Мал золотник, да дорог».
Художественная деталь — выразительная подробность в произведении, которая имеет значительную содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку. Прежде всего, с ее помощью писатель подчеркивает характерный признак изображенных им картин, предметов или характеров героев, который выделяет их из ряда других и дает возможность понять их значение в общем контексте произведения. Деталь может уточнять или раскрывать замысел автора, выступать воплощением идеи или лейтмотивом произведения. В современной литературе значительно выросло внимание к использованию художественной детали и рассматривается это средство как непременное условие писательского мастерства.
Например, М. Твен в «Приключениях Тома Сойера» рассказывает, как перед дракой Том «пальцем босой ноги провел в пыли черту перед мальчиком, одетым в башмаки даже в будничный день». Эти художественные детали дают возможность наглядно представить картину начинающейся драки, кроме того, противопоставление босого мальчика мальчику в башмаках открывает разницу в образе жизни двух семей, так что становится понятно, что драка вызвана не только озорством Тома.
Художественная деталь не только создает картину, но заставляет читателей задуматься над скрытыми в контексте обобщениями.
2. Работа с текстом
А. П. Чехов в своих рассказах использовал такие приемы, как антитеза и художественная деталь. Применяя знания об этих понятиях, найдем в тексте рассказов «Толстый и тонкий», «Хамелеон» примеры антитезы и художественной детали.
Антитеза: толстый и тонкий
Противопоставление использовано уже в названии рассказа и уже с самого начала подготавливает читателя к тому, что речь пойдет о разных людях. У читающего сразу возникает ассоциация: толстый — богатый, сытый; тонкий — бедный, голодный. Чехов подтверждает эти предположения жалобами тонкого на маленькое жалованье и необходимость подрабатывать изготовлением портсигаров и — не сразу — известием о высоком чине, а значит, высоком социальном положении толстого. Интересно, что автор, дав своим героям имена (Миша и Порфирий), упорно называет их толстым и тонким, подчеркивая их несходство во всем: во внешности, социальном положении, характерах.
Художественная деталь «толстый и тонкий»
• В рассказе используется художественная деталь при описании героев. От толстого пахло хересом и флердоранжем (дорогим вином и хорошим одеколоном), он пообедал в ресторане, что указывало на высокий уровень благосостояния героя. Тонкий же пообедал ветчиной и кофе, был навьючен чемоданами, узлами и картонками, что свидетельствовало о скромном уровне жизни персонажа (он не нанимал носильщика и нес все сам). Таким образом, всего несколькими словами Чехов показывает уровень благосостояния героев.
• В качестве художественной детали можно рассматривать и школьные прозвища героев, которые, как известно, просто так не даются. Если толстого прозвали Геростратом за досадную оплошность, может быть, случайность, то тонкого называли Эфиальтом за то, что ябедничать любил. Некая душевная червоточинка, стремление угодить, доложить старшим, очевидно, уже с детства были присущи герою.
• Не случайно в рассказе повторяются похожие фразы: в начале встречи друзей («Оба были приятно ошеломлены») и в конце ее («Все трое были приятно ошеломлены»).
Первая фраза указывает на искреннюю радость бывших школьных друзей, при этом жена и сын тонкого реагируют на происходящее сдержанно, что и естественно в такой ситуации: они видят толстого впервые.
Вторая фраза заставляет задуматься о том, что «радующихся» как будто стало больше, но в искренность их читателю не верится. Жена и сын тонкого «вдруг» обрадовались, но только тогда, когда узнали о высоком положении толстого, который уходит, не имея никакого желания видеть раболепствующего и унижающегося перед чином друга.
«Хамелеон»
• Сопровождая Очумелова в новой шинели, с узелком в руках, городовой несет решето с конфискованным крыжовником. У кого и почему конфискован крыжовник, нам неизвестно, как не знаем мы и того, что в «узелке» у Очумелова. Но, наблюдая движение героев по базарной площади, задаемся вопросом: а не очередная ли это дань?
• Художественной деталью выступает «окровавленный палец» Хрюкина, имеющий вид «знамения победы». В тот момент, когда Очумелов выступает на стороне ювелира, палец гордо поднят вверх, а когда полицейский надзиратель меняет свое мнение в пользу собаки, Хрюкину приходится свой палец опустить: «А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
• Интересно, что в центре разбирательств оказывается щенок. Не взрослая, злобная собака, а маленький, безобидный, перепуганный щенок, от которого и вреда-то большого не может быть. Но, тем не менее, герои с самым серьезным видом «разбираются» в обстоятельствах происшедших событий, создавая тем самым комичность ситуации.
• Яркой деталью рассказа выступает шинель Очумелова. Сначала о ней сообщается, что она новая, затем полицейский надзиратель просит городового: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», а потом: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Героя бросает то в жар, то в холод от возможных последствий инцидента. Кто знает, может быть, он, как хамелеон в миниатюре Ф. Кривина, устал приспосабливаться и в какой-то момент был рад расстаться со своей должностью, символом которой была его шинель?
Выводы. А. П. Чехов использовал в своих рассказах такие приемы, как антитеза и художественная деталь, с тем, чтобы кратко, лаконично высказать свои мысли и в то же время создать яркие, неповторимые художественные образы.
IV. Обобщение и систематизация изученного
А. П.Чехов — не только талантливый писатель и образованный человек, но и воплощение интеллигентности. Своими книгами писатель хотел пробудить людей от сна повседневности, рутины, пошлости. Он верил, что люди только должны увидеть себя со стороны, и тогда они поймут, что дальше так жить нельзя. Нужно измениться самим, и тогда жизнь вокруг тоже изменится к лучшему.
Сам Чехов упорно работал над собой. «Должен сказать тебе,— писал он жене,— что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
В одном из писем брату Николаю Чехов писал:
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод..., и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. <...> Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями... <...> Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... Они горды своим талантом, сознавая, что они призваны воспитывающе влиять... К тому же они брезгливы. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Они не трескают походя водку..., ибо они знают, что они не свиньи... <... >
Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста...
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час».
• Можете ли вы назвать себя воспитанным человеком?
V. Итоги урока
— Мы положили начало знакомству с творчеством А. П. Чехова. Задумались о высоких идеалах человеческого духа, к которым нужно стремиться, не жалея сил и времени. Это необходимо, чтобы не превратиться вдруг в Очумеловых или Хрюкиных, не унижаться, подобно тонкому, и не быть на побегушках у недостойных, как Елдырин.
А сейчас попробуйте ответить на вопрос, который звучит в стихотворении Л. Мартынова «След».
СЛЕД
А ты?
Входя в дома любые —
И в серые
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
VI. Домашнее задание
Прочитайте І строфу «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса. индивидуальное задание: подготовить сообщение об интересных фактах из жизни Ч. Диккенса.