Уроки жизни в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» - ЛЮДИНА ТА ЇЇ СВІТ - IІ семестр

Усі уроки Зарубіжної літератури 6 клас

Цель: заинтересовать биографией и творчеством К. Г. Паустовского, проверить знание текста сказки «Теплый хлеб», совершенствовать навыки работы с текстом, работать над выразительным чтением; воспитывать стремление к истинным жизненным ценностям.

Наглядность: схема, тексты сказки «Теплый хлеб». тип урока: урок внеклассного чтения.


Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр.

Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.

К. Г. Паустовский

— Отчего же стрясся тот мороз?

— От злобы людской.

К. Г. Паустовский


ХОД УРОКА

І. Вивчення нового матеріалу

1. Слово о русском писателе К. Г. Паустовском (1892—1968)

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, был «неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы.

После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в 6-м классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

«Восхищение воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладают в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе»,— вспоминал позднее писатель. Огромное влияние на писателя, особенно в годы юности, оказал А. Грин.

Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в Киевском альманахе «Огни».

Началась Первая мировая война, но его как младшего сына в семье (по тогдашним законам) в армию не взяли. Еще в последнем классе гимназии, напечатав свой первый рассказ, Паустовский решает стать писателем, но считает, что для этого надо «уйти в жизнь», чтобы «все знать, все почувствовать и все понять» — «без этого жизненного опыта пути к писательству не было». Поступает вожатым на московский трамвай, затем санитаром на тыловой санитарный поезд. Тогда он узнал и навсегда полюбил среднюю полосу России, ее города.

Паустовский работал на металлургическом Брянском заводе, на котельном заводе в Таганроге и даже в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортером в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции

После революции много ездил по стране, бывал в Киеве, служил в Красной Армии, сражаясь «со всякими отпетыми атаманами», уехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Здесь попал в среду молодых писателей, среди которых были Катаев, Ильф, Бабель, Багрицкий и др. Вскоре им снова овладела «муза дальних странствий»: живет в Сухуми, Тбилиси, Ереване, пока наконец не возвращается в Москву. Несколько лет работает редактором РОСТА и начинает печататься. Первой книгой был сборник рассказов «Встречные корабли», затем повесть «Кара-Бугаз». После выхода в свет этой повести навсегда оставляет службу, и писательство становится его единственной любимой работой.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей — И. Бабеля, Ю. Олеши, М. Булгакова, А. Грина, Н. Заболоцкого и др.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Писатель получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о. Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950—1960-х годов: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др.

В 1965-м году путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и в самый последний момент вручить ее Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в «нобелевской» серии однотомники К. Паустовского.

Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), «Повесть о лесах» (1949), «Золотая роза» (1956) — повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда».

В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни».

К. Паустовский умер 14 июля 1968 в Тарусе, где и похоронен. (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.— М., 2000)


2. Выявление читательских впечатлений учеников

• Понравилась ли вам сказка?

• Во время чтения каких эпизодов сказки вы:

— огорчались;

— волновались;

— радовались;

— вздохнули с облегчением?


3. Работа с текстом

Беседа

• Где и когда происходит действие сказки? (В деревне Бережки, во время Великой Отечественной войны.)

• Назовите героев сказки. (Мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка, жители деревни, конь)

• Можно ли считать героем произведения коня? (Да, потому что без него не произошли бы те события, которые описаны в сказке.)

• Расскажите о главных героях этой истории. (Панкрат — деревенский мельник, трудолюбивый, сердитый старик. Всю жизнь проработал он на мельнице, и «мучная пыль навеки въелась» в него. Ребята считали его колдуном. Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, жил в Бережках со своей бабкой. Был он молчаливым и недоверчивым, и бабка часто обижалась на него за неласковость. Любимым выражением было «Да ну тебя!»)

• Чем необычна история коня, героя сказки? (Конь воевал на фронте, был ранен, и кавалеристы, проезжавшие через деревню, оставили его в Бережках. Панкрат взял коня к себе, вылечил его, но не мог прокормить, поэтому конь ходил по деревне и побирался.)

• Как относились крестьяне к коню? (Каждый считал своим долгом покормить его, потому что он был ранен, пострадал на войне.)

• Какое событие произошло в деревне, после которого «случились в Бережках удивительные дела»? Прочтите цитату.

«В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки дома не было, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было».

• Что же произошло в деревне? Прочтите цитату.

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист,— так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.

Метель начала стихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждет неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет, потому что река застыла до самого дна».

Работа с эпиграфом

Эпиграфом к уроку выбраны слова из сказки «Теплый хлеб»:

— Отчего же стрясся тот мороз?

— От злобы людской.

• Кому принадлежат эти слова? (Фильке и бабке)

Согласны ли вы с таким объяснением?


Чтение в лицах

Прочитайте рассказ бабки о событиях, произошедших в Бережках сто лет назад.

«— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз,— говорила бабка.— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской,— ответила бабка.— Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» — «Мне хлеб с полу поднять невозможно,— говорит солдат.— У меня вместо ноги деревяшка».— «А ногу куда девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии»,— отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь,— засмеялся мужик.— Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зеленая плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер».


Беседа

• Почему же сто лет назад упал страшный мороз на деревню? (Злой мужик пожалел куска хлеба для солдата-инвалида, унизил его, обидел.)

• Почему Филька заинтересовался рассказом бабки? (Эта история очень похожа на его собственную: он пожадничал, обидел боевого коня.)

• Во время разговора с бабкой Филька то всхлипывает, то говорит хрипло. Почему? (Мальчик волнуется, боится, что из-за своего жесткого поступка может пострадать сам и подвести жителей деревни.)

• Отчего умер мужик, обидевший инвалида? (От охлаждения сердца; объяснить эту «болезнь» можно так: в прямом значении — человек замерз, умер от переохлаждения, в переносном значении — сердце у него стало холодное, равнодушное, ледяное.)

• Может ли Филька заболеть такой болезнью? Почему? (Даже прозвище Фильки Ну Тебя говорит о равнодушии, его поступок по отношению к коню — о бессердечии. Поэтому Филька вполне может заболеть «охлаждением сердца».)

• Что нужно сделать Фильке, чтобы исправить свою ошибку и спасти деревню? Приведите нужную цитату.

«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».


Чтение в лицах

«На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Пан- крат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж,— сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

• Заслужил ли Филька прощение? Кто помог ему спасти деревню? (Филька искренне раскаивался в совершенном поступке и хотел искупить свою вину. Он старательно трудился, отбивая лед у мельницы, а потом пришел просить прощения у коня. Но без подсказки старших и помощи ребят Филька бы не обошелся. Именно они своим неравнодушием помогли герою побороть «холод сердца» и навсегда сделать для себя необходимые выводы.)

• Какой урок для себя вынес из происшествия герой сказки? (Благополучие всех зависит от каждого: ошибся один — расплачиваются все. Закон ответственности за других людей.)


Осмысление названия сказки

• Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Теплый свежий новый жизнь начинается заново, так как хлеб — символ жизни.

• Назовите известные вам пословицы о хлебе.

Хлеб — всему голова.

Покуда есть хлеб и вода, все не беда.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

Хлеб да мякина — Самсонова сила.

• О чем свидетельствуют эти пословицы? (Об уважительном отношении к хлебу, понимании его незаменимости в жизни человека.) Составление схемы

Мир сказки «Теплый хлеб» словно состоит из двух кругов: первый из них — круг деревни и всего, что связано с ней, второй — круг леса, обитатели которого неравнодушны ко всему происходящему в селе (например, лисы, которые учуяли запах свежеиспеченного хлеба).



• Что напоминает по форме большой круг? (Буханку хлеба! А маленький — солонку с солью. Круг — символ жизни у многих народов, не случайно хлеб, блины выпекали в форме круга, напоминающего солнце.)


4. Определение темы и идеи сказки

Тема — о чем рассказывается в произведении.

Идея — зачем написано произведение; основная мысль.

Тема — рассказ о Филькиной ошибке и искуплении вины.

Идея — нужно уметь учиться на своих ошибках, быть добрым, неравнодушным, ответственным.


5. Определение художественных средств, использованных в сказке «теплый хлеб»

Прочитайте отрывок. Найдите в нем известные вам художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры).

За окнами воздух был синий, густой, страшный (эпитеты). В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста (сравнение) розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой (сравнение). Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота — жгучая (эпитет) и такая ясная (эпитет), что если бы подняло пылинку на километр от земли то и ее было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда (сравнение).

Черные ивы около мельничной плотины поседели (метафора) от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные (сравнение).

ІІІ. Выводы

— Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» поучительна и красива. Эта книга заставляет задуматься о настоящих жизненных ценностях: доброте, отзывчивости, стремлении помочь другим, ответственности за себя и за тех людей, которые рядом.

Название произведения подчеркивает, что самым главным в книге считает автор. В данном случае главное — искупление вины и получение прощения, а значит, возможности начать жить заново, с чистой совестью и легкостью на душе. Своей книгой Паустовский хотел сказать: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек».


IV. Домашнее задание

Подготовиться к тематическому оцениванию.