Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта - ГЕРОЇЧНІ ПІСНІ Й БАЛАДИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ - I семестр
Усі уроки зарубіжної літератури 7 клас
Цель: показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.
Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге».
ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя
— Говоря об обращении А. С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение «погружать» читателя в изображаемую эпоху путем введения в текст баллады устаревшей лексики.
Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому. Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать свои мысли о современности достоянием общества.
2. Словарная работа (проверка домашнего задания)
Вещий — (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий.
Словарь русского языка С. И. Ожегова.— М.: Русский язык, 1990.— С. 82.
Въщій, кому все въдомо и кто въщает будущее; прорицатель, предсказатель; // умный, мудрый, смотрокъ, предусмотрительный // разсудительный, умно и красно* говорящій.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.— М.: Русский язык, 1989.— Т. 1.— С. 336.
3. Беседа с учащимися по домашнему заданию
1) Кого Пушкина называет в балладе «вещим»? («Вещий Олег») Почему он вещий?
2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? («Вещий язык» — о волхвах)
3) Какие еще определения создают образ кудесника? («Мудрый старец», «вдохновенный кудесник»)
Учитель. Поскольку сюжет «Песни о вещем Олеге» Пушкина от летописного сказания в «Повести временных лет» отличается именно образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.
ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах
2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием
Князь Олег |
Кудесник |
«Князь по полю едет на верном коне» «...подъехал Олег» |
«Из темного леса навстречу ему // идет вдохновенный кудесник» |
Учитель. Итак, князь разговаривает со стариком-волхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство.
(Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова)
Князь Олег «могучий владыка» «соседи-враги» «победой прославлено имя твое» «волны и суша покорны тебе» «завидует недруг» «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя» «незримый хранитель могущему дан» следствие могущества на земле; признано всеми и во всем |
Кудесник «любимец богов» ничего земного: ни богатства, ни положения |
Учитель. Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как «могучий», через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом этапе, высоким стилем. Отсюда и разговор свысока:
Не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания («обрёк он мечам и пожарам») либо награды. Что же отвечает князю собеседник?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значения!
Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе «волхвы», «им», причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: «Правдив и свободен их вещий язык // И с волей небесною дружен».
Он — как посланник, глашатай воли небес судьбы: «Запомни же ныне ты слово моё».
Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление? (Да, он отдал подробные и очень эмоциональные (!) указания насчет коня, он даже вспомнил о коне через время.)
А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся.)
Сбылись ли предсказания формально? Какова реакция князя?
(О коне
князь вспоминает в некотором смысле потребительски:
«Мой конь и доныне носил бы меня»
«Не ты под секирой ковыль обагришь//
И жаркою кровью мой прах напоишь!»
О кудеснике:
оскорбительно, за глаза:
«Кудесник, ты лживый,
безумный старик!//
Презреть бы твое предсказанье!»
О судьбе:
«Вот где таилась погибель моя!//
Мне смертию кость угрожала!»)
Чем заканчивается баллада?
Кого показал Пушкин в образе кудесника?
Худ. В. Васнецов. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга»
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем.
Кто, по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» «правдив и свободен»? Кто не боится «могучих владык»?
Вернемся к толкованию В. Даля: поэт — «...умно и красно говорящий».
Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин.
V. Домашнее задание
Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.
* красно — красиво.