Николай Гоголь «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную землю; изображение быта и обычаев украинского казачества - УКРАЇНА ТА II ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ - I семестр

Николай Гоголь «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную землю; изображение быта и обычаев украинского казачества - УКРАЇНА ТА II ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ - I семестр

Усі уроки зарубіжної літератури 7 клас

I семестр

УКРАЇНА ТА II ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ

УРОК 24

Тема. Николай Гоголь (1809—1852). «Тарас Бульба». Гоголь и Украина. Отображение в повести любви к Украине, героизма, мужества и казацкой отваги в борьбе за родную землю; изображение быта и обычаев украинского казачества. (Глава І) теория литературы: определение понятия «повесть».

Цель: краткие сведения о жизненном и творческом пути Н. В. Гоголя, о его связи с Украиной; ознакомление с содержанием первых глав повести, художественными образными средствами; изучение некоторых понятий теории литературы (повесть); работа над совершенствованием навыков текстологического анализа произведения; воспитание культуры связной речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность; формирование умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя кисти Ф. Моллера, фотография памятника Гоголю в Москве скульптора Н. Андреева, фрагмент барельефа памятника, иллюстрации к повести Д. Шмаринова, словарь литературоведческих терминов.

ХОД УРОКА

І. Слово учителя с элементами беседы

— Сегодня мы начинаем знакомство с необычной книгой, ибо автор ее, Николай Васильевич Гоголь, тесно связан с двумя родственными литературами и культурами — русской и украинской.

Мы увидим это даже в самом языке повести: слова казаки Гоголь пишет в соответствии с украинской орфографией — козаки.

Еще нам предстоит познакомиться со множеством устаревших слов, обозначающих название казацкого костюма, утвари, оружия, частей здания и прочего и воссоздающих колорит той эпохи.

— Кстати, в какое время, читая повесть, мы с вами попадаем? («Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы...» — гл. I)

— С какой же целью автор обращается к тем далеким событиям?

— Есть ли у Гоголя еще произведения, связанные с Украиной, ее бытом, обычаями? Какие из них вы читали? Какой вы представляете творческую манеру писателя?

Сегодня мы познакомимся с несколько другим Гоголем — умеющим переносить нас в события прошлых столетий, гордиться историей своего народа, воспевать его славных героев.

Даже на памятнике Гоголю в Москве — старом памятнике работы скульптора Андреева — на барельефе изображены герои- украинцы.

Возможно, вы сейчас узнаете их... (обращение к фотографии памятника)

Итак, открываем первые страницы повести «Тарас Бульба».

Давайте сразу определимся с жанром произведения. (Обращение к словарю литературоведческих терминов)

Повесть — эпическое прозаическое художественное произведение. От рассказа повесть отличается более развернутым сюжетом, более широким охватом событий из жизни главного персонажа, количеством второстепенных персонажей и полной их характеристикой, наличием описаний. По сравнению с романом, в повести меньшее количество персонажей, однолинейный сюжет, а переплетение самостоятельных сюжетных линий в ней бывает очень редко.

image32

Худ. Ф. Моллер. Портрет Н. Гоголя

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Слово учителя

Учитель. Сейчас 4 ученика на доске напишут свой план первой главы. Мы обратимся к ним позже.

(Поскольку произведение, изучаемое на языке оригинала, дает большой простор для работы с языковыми средствами, стоит провести как можно больше видов работ, развивающих речь учащихся, например:

• словарная работа (пополнение лексического запаса, ознакомление с реалиями прошлой эпохи);

• составление на каждом уроке простого плана к тексту, соблюдая точность, лаконичность, грамотность, стремясь выделять главное;

• составление сложного плана к образу;

• подбор материала для сопоставления героев;

• составление сложного плана для сопоставления героев;

• устное выборочное изложение;

• устное и письменное сочинение разных видов (сочинение- миниатюра, ответ на вопрос, формулировка вопроса, сочинение-продолжение, сочинение от лица героя);

• работа с изобразительными средствами языка;

• рецензия и коррекция работ товарищей;

• работа над выразительным чтением.)

— Как вы думаете, с чего обычно начинается произведение?

2. Чтение в лицах (Тарас, Остап, мать, автор) первых двух страниц повести

Назначить «переводчика» (толмача), который выпишет в ходе чтения и потом объяснит непонятные слова.

image33

Худ. Д. Шмаринов. Мать, обнимающая спящих Остапа и Андрия

3. Беседа с учащимися

1) Почему писатель изменил традиции начала произведения исторической справкой или описанием и начал сразу с диалога? (Таким образом он сразу ввел нас в гущу событий, познакомил с героями.)

2) Что вы заметили необычного в этом диалоге? (Одного сына не слышно...)

3) Зачем же Тарас, на словах признающий единый уклад — Запорожскую Сечь, отдавал сыновей в бурсу? Действительно ли он отрицает науку?

(«Как бишь, того звали, что латинские вирши писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю: Гораций, что ли?»

«Вишь, какой батько! — подумал про себя старший сын Остап,— все старый, собака, знает, а ещё прикидывается».)

4) Что мы еще узнаём о воспитании сыновей Тараса?

4. Чтение описания дома Тараса с попутным коментарием

• Как называется этот вид описания?

• Какова роль интерьера в первой главе повести?

• Что мы еще узнали об обычаях в доме?

Слово «толмачу»: перевод непонятных слов, их роль в тексте.

5. Беседа с учащимися с элементами текстологического анализа

1) Чем закончился первый день пребывания молодых бурсаков дома?

2) Было ли это решение Тараса опрометчивым? Докажите.

3) Изменил ли Тарас решение, когда увидел сыновей?

4) Что представляла собой Запорожская Сечь (индивидуальное сообщение)?

6. Чтение описания внешности Остапа и Андрия перед отъездом. (Обращение к иллюстрациям Д. Шмаринова)

• Как называется этот вид описания?

• Какова роль портрета в первой главе?

• Почему Гоголь не дает такого подробного описания внешности героев после того, как они только вернулись из бурсы?

image34

Худ. Д. Шмаринов. Остап и Андрий

ІІІ. Развитие связной речи учащихся — анализ планов на доске

(Для учителя:

• предпочтительно пункты оформлять назывными предложениями;

• план не должен быть длинным, растянутым — выделяется только главное;

• необходимо избегать повторений и единоначалия предложений;

• обратить внимание на правильное употребление слов: распространенная ошибка — «Уезд казаков на Сечь».

На первом уроке желательно не выставлять низкие оценки — лучше вообще не поставить оценку.)

IV. Подведение итогов урока с использованием приёма «свободный микрофон»

• Каким образом автор вводит нас в описываемую эпоху (портрет, интерьер, употребление устаревших слов)?

• Каким образом автор сразу вводит нас в действие, знакомит с героями?

• Что уже в первой главе является у казаков точкой отсчета и мерилом всего? (Запорожская Сечь)

• Чем заканчивается первая глава и почему? («Прощайте и детство, и игры, и все, и все!» — начало новой жизни.)

image35

Худ. Д. Шмаринов. Тарас Бульба

V. Домашнее задание

Выписать из гл. II основные цитаты об Остапе и Андрии, касающихся их пребывания в бурсе и их раздумий по пути на Сечь; составить план главы.






Віртуальна читальня Зарубіжної літератури для студентів, вчителів, учнів та батьків.

Наш сайт не претендує на авторство розміщених матеріалів. Ми тільки конвертуємо у зручний формат матеріали з мережі Інтернет які знаходяться у відкритому доступі та надіслані нашими відвідувачами. Якщо ви являєтесь володарем авторського права на будь-який розміщений у нас матеріал і маєте намір видалити його зверніться для узгодження до адміністратора сайту.

Дозволяється копіювати матеріали з обов'язковим гіпертекстовим посиланням на сайт, будьте вдячними ми затратили багато зусиль щоб привести інформацію у зручний вигляд.

© 2007-2019 Всі права на дизайн сайту належать С.Є.А.